Несколько фактов о петербургском трамвае…

  •                                                                                                                

    Долго шел четвертый номер,

    На площадке кто-то помер,

    Не доехал до конца,

    Ламца-дрица-гоп-цаца.

  • Трамвайные перевозки сначала были налажены в зимнее время по льду Невы, поскольку это не нарушало договора, предусматривавшего использование конно-железными дорогами исключительно петербургских улиц. Только в 1907 году, по окончании действия пресловутого договора, началось триумфальное шествие нового вида общественного транспорта — электрического трамвая по улицам Петербурга.
  • Впрочем, Трамвай в фольклоре оставался таким же, как и вагоны конно-железной дороги, — неуклюжим, медлительным и опасным. Подстерегавшаяся на каждом шагу опасность рождала соответствующий фольклор. «Послушайте, господин! Как мне попасть в Обуховскую больницу?» — «Видите, вон трамвай идет?» — «Понимаю. Нужно сначала попасть на него». — «Нет, под него».
  • Благодаря трамваю ленинградская фразеология обогатилась такой идиомой, как «Метр с шапкой». В 1930-х годах правом на бесплатный проезд в трамваях обладали дети ростом до одного метра. Эта высота соответствовала высоте кондукторской кабинки. Каждый подозрительно высокий ребенок подвергался замеру. Оплачивать проезд должен был всякий, кто хоть на шапку, но все-таки выше кабинки.
  • По одной из версий именно паровая конка за Невской заставой поспособствовала созданию одного из самых известных браков в нашей истории – В.И. Ленина и Н.К. Крупской. Надежда Крупская преподавала в вечерне-воскресной школе для рабочих, и зимой 1894 года попала на нелегальную политическую «сходку», где должен был присутствовать «один очень интересный человек». Это и был Ленин. Впоследствии они много раз встречались за Невской заставой, в том числе добираясь до нужных мест в конке.

(по материалам книги Н.А. Синдаловского «Петербургский фольклор»)